Бестиар.
Не будите спящего дракона.
арт здесь

Средневековые бестиарии называют Бегемота чудовищным зверем, королем млекопитаюших. По религиозному происхождению это мужская половина единого создания, разделенного на женскую/водную половину - Левиафан (Левияфа) и мужскую/сухопутную - Бегемот. Оба этих ужасных колосса должны послужить угощением на пиру праведников после судного дня. По воле небес (бога Яхве) они должны сразиться между собой за право оставить потомство, так как если оба они получат на это возможность, на Земле просто не найдется места для них. Бегемот способен выпить целую реку и проглотить тысячу гор одним глотком. Пока Левияфа скрывается в морях, Бегемот спит летаргическим сном, став цепью Гималаев.

Bəhēmôth означает животных во множественном числе, или "скотину". Комментируя "Книгу Иова", фрай Луис де Леон говорит, что это слово, обозначающее "скоты", дано как наименование слону за его безобразность и большой размер. За четыре века до нашей эры этим словом обозначали чудовищную смесь слона и гиппопотама.

"Бегемот был первым существом, созданным для жизни на суше, и он похож на громадного гиппопотама: с хвостом длиннее, чем ствол кедра, и костями как медные трубы. Он царит над земными существами, как Левиафан — над морскими. Они прыгают и веселятся вокруг него, когда он отдыхает среди лотосов, тростника, папоротников и ив или щиплет траву на Тысячегорье. Не утихают споры, был Бегемот создан из воды, праха и света или ему было приказано восстать из Земли; и ещё — был он рождён или у него была пара, как у всех живых существ.
Некоторые говорят, что если бы у Бегемота и была пара, он не мог бы совокупиться с нею, поскольку их потомство перенаселило бы Землю. Другие говорят, что Бог предусмотрительно оскопил мужа Бегемота и охладил пыл жены, но сохранил ей жизнь до Судного дня, чтобы праведники вкусили от её плоти.
Бог разрешает пастись Бегемоту на Тысячегорье, и, хотя он съедает всю траву в один день, за ночь трава вырастает снова и к утру становится высокой и сочной, как накануне. Некоторые считают, что Бегемот ест и мясо тоже: Тысячегорье служит пастбищем для многих зверей, которые идут ему в пищу. Знойным летом он обычно так страдает от жажды, что одним глотком может выпить всю воду, накопившуюся в Иордане за полгода или даже год. Поэтому он пьёт из глубокой реки Жубал, вытекающей из Эдема".

(с) Борхес, "Книга вымышленных существ".

Книга Иова:
"Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол; вот, его сила в чреслах его и крепость его в мускулах чрева его; поворачивает хвостом своим, как кедром; жилы же на бедрах его переплетены; ноги у него, как медные трубы; кости у него, как железные прутья; это — верх путей Божиих; только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой; горы приносят ему пищу, и там все звери полевые играют; он ложится под тенистыми деревьями, под кровом тростника и в болотах; тенистые дерева покрывают его своею тенью; ивы при ручьях окружают его; вот, он пьет из реки и не торопится; остается спокоен, хотя бы Иордан устремился ко рту его. Возьмет ли кто его в глазах его и проколет ли ему нос багром?"

Бегемот, считаюшийся волом бездны, каждое солнцестояние издает ужасающий рев, который на последющие двенадцать месяцев удерживает зверей от охоты на стада человека. Порой он, поднимая хвост, укрывает им птиц, а опуская, дает тень зверям. Как всякий царь, он заботится о всех животных. Легендарная кровь Бегемота объясняется сальными выделениями кожи гиппопотама.

"Бегемот напоминает дикого быка тем, что пасётся на Тысячегорье — наверняка у истоков Нила — и когда-нибудь должен рогом продырявить брюхо Левиафану. Но в остальном он, конечно же, гиппопотам. Геродот, Диодор и Плиний, когда писали о Ниле, соединяют гиппопотама и крокодила. То, что гиппопотам невероятно силён, часто бывает в тростниковых речных зарослях, минут на десять может оставаться под водой, питается травой и поэтому не опасен для других животных, согласуется с описанием Бегемота в Книге Иова. Согласно Геродоту, женская особь гиппопотама почитается в Пампренисе как жена Сета. Её называли Таурт ("большая", "великая") и считали покровительницей беременных, но никогда не наделяли её человеческим обличьем, в отличие от других божеств. Диодор отмечает, что для человечества было бы катастрофой, если бы гиппопотамы размножались без ограничений, поэтому замечает, что некоторые египтяне бьют их острогой. Возможно, это замечание, а также похвала Диодора мангусте, которая заботится о будущем человечества, предполагают неизбежное бедствие, если бы Левиафану и Бегемоту была дана возможность обзавестись парой. Робкий гиппопотам наносил такой вред нильским полям, что к римской эпохе его уже практически истребили.
И крокодил и гиппопотам принадлежали Сету, и волшебные изображения их в египетской "Книге Мёртвых", в которой прославляется Осирис, враг Сета, побудили иудейских мифографов идентифицировать их с вавилонскими чудовищами.
Крокодилы и гиппопотамы, согласно Диодору, несъедобны, однако Геродот утверждает, что их иногда ели, в основном на ежегодном тотемном празднике: поэтому мясо Левиафана и Бегемота сохраняется для праведников до Судного дня. Бедняки ближневосточных стран всегда жаждали наесться мяса, ибо их обычной едой были лепёшки."

(с) Мифологический словарь

Если же Бегемот и Левиафан не смогут одолеть друг друга, Бог пошлет Михаила и Габриэля против них; если же и архангелы не справятся, то довершит дело сам.

@темы: статьи, мифология, монстры